?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





О том, что существовал такой человек Жан Кокто я знал, разумеется, но особо никогда не интересовался подробностями. А они, подробности, оказываются прелюбопытнейшие. Упоминания о Кокто я встречал раньше из самых ярких- у Эйзенштейна и теперь у Лорки.
Сюрреализм мне не особо понятен, поэтому комментарии о творчестве Кокто оставлю в покое. Интересна сама жизнь, а у Кокто она -энциклопедия мировой культуры XX века. Кокто достиг абсолютно всего, чего может пожелать творческий человек, и в первую очередь -признание. У него оно было- официальное, неофициальное, в узком кругу и в широкой публике, он писал сценарии, музыку, пьесы, стихи, романы, снимал фильмы. На любой вкус:) Он был академиком двух академий- Французской и Бельгийской, а также многих академий менее значительных; Командором ордена Почетного легиона, президентом Канского фестиваля и многое-многое другого.
Из 74 лет, что он прожил, он умудрился пересечься с большей части мирового культурного бомонда, от стареющего Марселя Пруста, который, как известно в мужчине больше всего ценил "женственное обаяние", до бог знает кого. Сати, Дягилев, Стравинский, Бретон, Пиаф, Лелюш и так далее. Туда же Жид, Пикассо, Шостакович.
И Жан Марэ. С которым (!!!) Кокто прожил, как сейчас бы сказали, в браке 25 лет, из которых последние 15 были скорее дружескими, чем любовными. 
Не знаю, был ли Марэ музой для Кокто, но Кокто определенно был музой для Марэ.

"Меня смущает твое одеяние академика. Мне хотелось, чтобы на тебе был белый купальный халат, покрытый пеплом, халат, который я так любил. Обнаженная шпага кажется неуместной рядом с тобой, хотя это - шпага мира. Но твои руки созданы не для нее. Они созданы для любви и дружбы. Они изваяны из нежности и великодушия, простоты и изящества. Руки добросовестного рабочего, гениального ремесленника. Гибкие, ловкие, таинственные, непостижимые и чистые. Руки художника, скульптора, короля. Руки поэта и доброго гения. Они прикоснулись ко мне в 1937 году, и я заново родился. Родился в лучезарном мире, полном добра и любви.    И сейчас твое лицо освещено добротой...    Жан, я люблю тебя. "
Это писал Жан Марэ -Жану Кокто.


Меня вообще всегда поражала эта способность многих людей любить, но куда больше меня поражала способность любить после смерти. То есть, конечно, можно любить родителей, или братьев, или близких родственников. Но вот любить чужого человека, с которым в сущности нет никаких связей, кроме разве что духовных и сексуальных. И тем не менее, не уставая удивляться, я могу лишь констатировать, что величайшие произведения мировой литературы появились на свет именно благодаря этой способности- любить. И особенно- после смерти%)
"Небесный" оттенок лишь придает пикантность некоторым произведениям искусства, явившихся плодом подобной любви. Пожалуй, вот так начнешь изучать семейную историю и уверуешь в переселение душ мировую литературу, и уверуешь, что, если бы не гомосексуалисты, то, пожалуй, нам бы пришлось довольствоваться только "стилавинами" на протяжении последних десяти веков.
"Все, как сговорившись, приходят к выводу: гомосексуал - глубоко несчастная, травмированная личность. Счастливых гомосексуалов, мол, не бывает! Хочу опровергнуть это заявление, потому что оно касается лично меня, а я всегда был счастлив. Всю свою жизнь. И каждый день благодарю Господа, что он сделал меня гомосексуалом."
Это слова Жана Марэ, сказанные на специальной пресс-конференции.
Глядя на его фото, на его роли в кино, можно лишь сказать, что вот уж кто меньше всего подходит под стереотип "педик". Я уж молчу о том, что Марэ побывал на войне, и его поведение было вполне героическим (привет армии Соединенных Штатов с их доктриной: не скажешь, не спросим).
Самое забавное в истории Марэ и Кокто, что судя по всему Марэ не был гомосексуалистом по рождению, или как это назвать. То есть его не влекли мужчины, и любовь к Кокто вовсе не озарила его небосвод как вспыхнувшая неожиданно звезда. Был тонкий расчет, о чем он сам впоследствие писал.
"Я же хочу быть артистом, ну что же, я сыграю роль влюбленного, чтобы человек, которым я восхищаюсь, был счастлив." Это тоже Марэ как раз о конце 30, когда он встретил Кокто. Тот в него влюбился,  Марэ же всего лишь "притворился". И очень удачно, как оказалось.
"В сущности, кино меня интересует только тогда, когда оно в твоих руках. Я горжусь и счастлив, что снимался в твоих произведениях. Именно их я считаю единственными для меня". Так один Жан писал другому. Была ли это любовь в общепринятом понимании, или нечто большее? Учитель и ученик? Отец и сын? Бог знает.


Жан Кокто умер в 1963 году, а Жан Марэ пережил его на 35 лет. Так переживали своих муз Петрарка и Камоэнс. 35 лет, которые Марэ посвятил умершему другу. Он читал его стихи, ставил его пьесы, снимал фильмы, писал о нём книги, лепил бюсты и рисовал портреты Кокто. Можно было бы сказать, что это почти паразитизм... Если бы не разноплановый и безграничный талант Марэ, проявлявшийся во всем, что он делал. Пикассо, увидев скульптуры Марэ, искренне удивлялся, зачем тот проводит свое время в театре и в кино, если его талант скульптора столь велик....
Когда они встретились, Марэ было 25, а Кокто уже около сорока+. Умер Марэ в возрасте 85 лет.
Нельзя сказать, что и сам Марэ был обделен вниманием публики. Но вся его жизнь разделена на две части- до смерти Кокто, и после. Впрочем, у него были женщины. Кажется, сам Марэ насчитал шестерых. И были сексуальные связи с женщинами. Но история тактично скрыла их имена. Ну разве что Марлен Дитрих полушутя-полусерьезно предлагала ему брак, Мишель Морган вполне могла бы стать его супругой, если бы не предпочла другого.




Марэ играл в фильмах и пьесах, занимался альпинизмом и гончарным ремеслом. Но все эти годы "после" он не забывал о Кокто. Если он играл в пьесах- то это были его пьесы; если снимался в фильмах, то они имели отношение к Кокто, если читал стихи- то его, если писал портреты- то его же, если лепил скульптуры- то опять - это были скульптуры Жана Кокто. Он общался с самыми замечательными и красивейшими женщинами; оказаться с ним в одной постеле, я думаю, мечтали очень многие. Достаточно посмотреть на фотографию. И тем не менее, все эти тридцать пять лет он жил один.
Последний художественный фильм Марэ- Ускользающая красота Бертоллуччи.

А одной из последних скульптурных композиций стала- "Человек, проходящий сквозь стену", расположенная на площади Марселя Эме на Монмартре. Марсель Эме- еще один друг Жана Марэ и Жана Кокто. У него был грустный рассказ о скромном служащем, который вдруг получил такой талант.


Возможно, что мне лишь кажется, но я вижу в этой скульптуре определенную аллегорию.
Человек, проходивший сквозь стены...

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
jobinstpete
Apr. 22nd, 2011 06:45 pm (UTC)
читаю уже 2 день... не покидает мысль, что мужчины так не умеют, просто этого не знают))

anyway, спасибо за интересное чтение после работы - это редко бывает. читать про изнасилованных маленьким волосатым членом девочек совершенно не интересно.

Анна
remsey
Apr. 24th, 2011 06:42 pm (UTC)
спасибо) рад, что кому-то интересно читать мой дневник)
"мужчины так не умеют, просто этого не знают"
я не понял, чего не умеют и чего "этого" не знают, поясните пжста?)
jobinstpete
Apr. 24th, 2011 06:57 pm (UTC)
ну, собственно говоря - все как в "москве слезам не верит".

- кто сейчас ходит по выставка, театрам - одни женщины и т.д. по тексту))

на самом деле долго и отчасти нудно об этом говорить, но если одним словом - не то что бы даже мужчины, а просто люди как-то стали меньше читать и интересовать чем-то кроме одежды и еды (под этим я имею в виду столешников и заведения новикова))

самое страшное, когда говорят, что все в школе \ университете прочитали...

еще раз спасибо)) вчера купила пару книжек из тех, про которые ты здесь пишешь.
remsey
Apr. 24th, 2011 08:19 pm (UTC)
не задумывался над такой точкой зрения, мне кажется, что пристрастие к чтению и вообще попытки какого-то самообразования или поднятия общего культурного уровня человека- зависят от него самого, от характера, от внутреннего мира, а не от того, есть ли у него яйца или нет)))

рад, что сумел заинтересовать своими отзывами о прочтенном настолько, что дошло до посещения книжного магазина)))
jobinstpete
Apr. 24th, 2011 08:44 pm (UTC)
ну что такое... прямо даже хочется как-то грубо ответить)) посещение книжных - мое любимое занятие, просто среди страных книг типа мураками, памука и этого странного автора, который пишет про девушку с татуировкой дракона ( и от которого сходит с ума все мое шведское руководство) - очень сложно найти что-то стоящее...

а нормальные рецензии делает разве что русский репортер.

по поводу принадлежности к тому или иному полу - просто, знаешь, иногда помимо шоппинга и рукколы хочется еще о чем-то поговорить))

а поговорить на такие темы получается ОЧЕНЬ редко. вот я и выразила свое удивление, что кто-то еще что-то читает и слушает. и при это совсем н социопат.

в общем, я считаю, что быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

remsey
Apr. 24th, 2011 08:57 pm (UTC)
да, я слышал об этом, у которого девушка с татуировкой дракона. честно говоря, не думаю, что меня подобное заинтересует. ))) я читал Набокова, его лекции по литературе, и меня особо впечатлило его рассуждения о читателях и чтении, и вообще о том, что такое хороший читатель итп. Решил записывать какие-то мысли относительно того, что прочитываю. Мысли, надо сказать не особо разнообразные, поскольку ... когда читаешь в голове одно, а когда соберешься писать о прочитанном в голове пустота.))) да, этот "еще кто-то" знает это "...быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, зачем бесплодно спорить с веком, обычай деспот меж людей..." наизусть))) так что наверняка социопат)
jobinstpete
Apr. 24th, 2011 09:12 pm (UTC)
ну какая прелесть, что еще хоть у кого-то бессоница))

нет, не думаю, что ты социопат, хотя, конечно, кто знает...

я, кстати, польстилась не радужные шведские отзывы и купила эту книжку (про татуировку) - оказалась банальным и КРАЙНЕ затянутым детективом про шведскую глубинку.

видимо, искусство по-прежнему в большом долгу... в общем, крайне не рекомендую.

так о чем это я? все-таки, кажется, ты меня не понимаешь до конца. и не то что бы мне это было особо надо (без обид, просто я тебя не знаю, а поздно ночью, после вина, отчаянно хочется поговрить).

так... что-то теперь я не могу мысль сформулировать. минутку... в общем, и целом, просто с людьми стало не о чем говорить. вот даже сейчас, ты хотя бы понимаешь, что я имею в виду, когда говорю про стига ларсона, хоть какой-то разговор)) а в обычной жизни, люди даже форбс или, там FHM с GQ не читают... такая скука.

и самое странное, не совсем понятно, чем вообще люди живут.. ну хорошо, работа, деньги, девки и рестораны... ну, как бы а потом-то что? не то чт обы я всех призывала ходить на балет и слушать только классику... но что-то же должно быть, хотя бы по той причине, что эт опросто интересно...
remsey
Apr. 25th, 2011 06:13 pm (UTC)
я читал из шведских детективов Хенинга Манкелля. Из довольно банального, но крайне перспективного сюжета про маньяка-убийцу он сделал невероятно тоскливое и чрезвычайно притянутое за уши в плане причинно-следственной связи говно. так что шведские детективы- я пас)))


отчего же не понимаю. вполне понимаю. я не так давно лазил по случайным блогам в надежде найти интересный, чтобы почитать, покомментить и пообщаться в конечном счете. не удалось)) пришлось писать в свой))
Общаться вроде как не с кем, но с другой стороны, ведь есть интернет. Есть жж, некоторые пользуются даже твиттером, есть социальные сети и даже, прости господи, сайты знакомств.) и при всем богатстве выбора все погрязли в одиночестве или быту, что хуже не знаю. по крайней мере из моих знакомых. Но даже если найдется желающий, надо еще чтобы возникло понимание)

я слышал, что этот Ларсон вроде как пользуется огромной популярностью. вернее пользовался, потому что вроде как он уже умер, и что его даже собираются экранизировать чуть ли не с Крейгом во главе.)

люди живут жизнью. такой, какая она есть. жизнь слишком быстро проходит, чтобы потратить вечер с книгой и пытаться выслушивать и сопоставлять 9 симфонию Бетховена и 8 -Малера))) В конце концов, все мы, и я тоже, и думаю, что и ты не исключение)))
jobinstpete
Apr. 25th, 2011 09:02 pm (UTC)
фильм поставили уже... крейга там точноне было, а девушка какая-то ... ну, скажем так специфическая)) я, когда читала, представляла что-то совсем другое.

шведы - вообще странные товарищи)) я помню, вовращалась из коммандировки с шведским коллегой - так он мне не давал ни минуты, он взахлеб рассказывал про эту серию миллениум(там у этиго автора целая серия), рассказывал про отзывы, которые выдал кинг, и т.п. я не поленилась, заказала книжонку - читала в английском переводе. чуть было не стала нормально спать - т.к. помагало лучше успокоительного со снотворным))

малер с бетховеным - это, конечно, перебор)) но хотелось бы, что бы общее образование позваляла отличить малера от малевича)) хотя бы в плане кругозора.

хотя, ты знаешь, может просто в последнее время не везет на совпадение общих тем - не могут же все быть глуыми, а я одна умная и в белом, вышиваюкрестиком и цитиру бр. карамазовых. по зрелом размышлении, решила,что, видимо, черная полоса)) может, когда возникают адские неловкие паузы, когда слышно, как нож по тарелке царапает, и все начинаютхаотично говорить про погоду и пробки- про ,меня тоже думают, вот, мол сидит, поговорить-то и не о чем.

надо эту мысль обдумать))снять корону и быть ближе к земле.



remsey
Apr. 26th, 2011 03:49 pm (UTC)
да, это надо обдумать. я всегда отталкиваюсь от противного. пусть я один глупый, а все вокруг умные... обычно доказательство от противного заканчивается: такого быть не может, а раз такого быть не может, значит я один умный, а все остальные глупые- что и требовалось доказать))))

кстати. не все владеют этим искусством- час разговаривать о погоде))) да и помолчать иногда приятно бывает. так что не расстраивайся. если кто-то в твоем присутствии звякает ножом о тарелку- это говорит лишь о его дурном воспитании))) а раз так, то о чем с таким невоспитанным человеком можно говорить? только о погоде) что и требовалось доказать:)))
jobinstpete
Apr. 25th, 2011 09:14 pm (UTC)
... вот пусть я буду кто угодно)) но даже если бы я была толстой американсокй теткой в трениках - социальные сети слишком жесткий вариант)) не говоря уже о сайтах знакомств)) я в них вообще не верю(в людей с сайтов знакомств - если они вообще существуют).

хотя, тот факт, что я решила оставит комментарий -это уже плохо.

нет, пойду подумаю над собственным поведением))
remsey
Apr. 26th, 2011 03:46 pm (UTC)
ну толстая тетка в американских трениках- это прекрасно.
))) кстати, они вообще существуют, и я провел много длинных часов на этих сайтах) про соц.сети и не говорю, не вижу в них ничего плохого)
jobinstpete
Apr. 26th, 2011 07:23 pm (UTC)
ну)) судя по тому, что существуешь ты, а ты знакомишься в чатах и прочих богоугодных местах типа момондо (и не спрашивай, откуда я про это знаю) - видимо, такие люди действительно есть. и, видимо, их не так мало, как я думала.

просто в моем окружении такой человек только один - и как-то он подцепил настоящую шлюху на лексусе с поддельными шанель и в поддельном же версаче, но зато с очень большуими гумабми и тем, что ниже)) так что осторожней, ю невер ноу))

кстати, она его отвергла, т.к. он, в поисках больщой и чистой, выдавал себя за скромного молодого человека хорошего воспитания, и, на ее взгялд, оказался недостаточно состоятелен)). история, конечно, была презабавной, но доверя ко всяким он-лайн местам знакомств это не прибавило.

хотя, определенная анонимность, конечно, не может не привелкать, и именно в этом и вся прелесть - можно говорить все, что думаешь, и никто не скребет вилкой по тарелке и не говорит противным голосом про панакоту)) так же можно параллельно смотреть доктора хауса и курить без вежливого вопроса - можно это делать или нет))

не хотела надоедать, можешь не отвечать))
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

Исключение
remsey
dr. Rem

Latest Month

October 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Links

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars