?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эзра-125

К вопросу об американской литературе.


30 октября 1885 года родился Эзра Паунд (Ezra  Pound). Что мы знаем о нем?
Да и я особо не  слышал о нем, пока мне не попался сборник Западной поэзии в переводе Алексея Парина, и пока не вычитал в другой книге фразу, что "у Томаса Элиота и Эзра Паунда был законорожденный сын- Боб Дилан", фразу, понятное дело, надо понимать в переносном смысле. Свою знаменитую поэму Элиот посвятил именно Паунду.
Вот так Паунд и привлек мое внимание..
"И муз любимцем не слыл он совсем", но оказалось, что это вовсе не так. Сложно представить американскую литературу первой половины XX века без Паунда. И забвение, в которое погрузили имя Паунда во второй половине XX века тоже получило свое объяснение.

Гипсовых формочек "требовал век",
Реакции требовал бурной,
Шустрой прозы ждал человек,
А не вычур рифмы "скульптурной".


Эзра был фашистом по убеждениям. Он родился в 1885 году, и до 1910 года жил в США. В 30-40 лет поэты умирают или коронуются, так или иначе меняют свою жизнь. Эзра  уехал в Италию и стал ярым сторонником Муссолини. С 1925 года и в течение следующих 20 лет, он жил в Италии.

За сдохшую старую суку,
За стухшую цивилизацию

Но западная цивилизация оказалась вполне себе живехонький. Разгромив итальянский фашизм, а после и германский, Соединенные Штаты получили и Эзру. Есть описания мучений бедняги в американском плену. До Гуантаномо и прочих, американские военные не стеснялись применять пытки. Конечно, Эзру не пытали раздевая и одевая на голову мешок, или подвергая сексуальным унижениям, его не кололи железом, на нем не проводили опытов с газом или электричеством- в общем с ним не делали того, что делали те, кого он поддерживал... Его, якобы, просто посадили в очень тесную камеру и ограничили в свиданиях. И было мало! Артур Миллер требовал смертной казни.
Но Эзру судили и отправили в психушку.

О странное лицо в стекле!
О гнусная компания! О воинство небесное!
О шут мой, грустью обуянный!
Что скажете в ответ? Вы, мириада,
Ты, что бурлишь, лицедействуешь, сходишь со сцены,
Кривляешься, обличаешь, на ложь отвечаешь ложью.
Я? Я? Я?
А кто же вы?

В том же году, вместе с приговором, Паунд получил Боленгеновскую премию Библиотеки Конгресса США. Насколько я понимаю, после это присуждение было аннулировано, но факт остается опять же фактом. Для сравнения, эту же премию спустя два десятилетия получил Роберт Уоррен. Правда, в случае с Уорреном все было ясно, а премия Паунду просто взорвала интеллектуальную Америку. На дворе стоял 1949 год, только что Америка победила фашизм, а впереди уже маячила холодная война с бывшими союзниками.

В больнице Паунд уже ничего не писал, только переводил. И дописывал свои Cantos. Спустя десять лет, в 1958 году его выпустили. Повлияло обращение Кокто, Стравинского и Фроста к Эйзенхауэру, или общество охладело к событиям прошедшей войны- сложно сказать. Но врачи неожиданно сочли Эзру вменяемым и выпустили. Он уехал в Италию, где умер спустя 14 лет в возрасте 87 лет.

Хемингуэй скажет впоследствии: "Любой поэт, родившийся в этом веке или в последнее десятилетие прошлого, который может честно сказать, что он не испытал влияния Паунда или не научился на его работах массе вещей, достоин даже не упреков, а — жалости.."

Переводы Паунда- несмотря на язык- на мой взгляд очаровательны, хоть и читаю их на русском, то есть перевод перевода :) "Потеря потерь". Зачастую в переводах средневековой поэзии не чувствуешь жизнь, это будто каменные статуи, навсегда застывшие в веках. "Тут нужны не мрамор, не медь, а моментальные снимки"- у Пауда получилось оживить мертвую поэзию средневековья- все эти песни давно истлевших рыцарей к давно истлевшим прекрасным дамам зазвучали так, будто они -за окном, будто не разделяют нас десять веков. Живой язык и необыкновенная образность, которая не теряется даже в переводах- именно это, по-моему, отличает и отличало Паунда, и именно с него эта образность и небывалые до этого поэтические образы широко вошла в англоязычную поэзию.
Эстетика Паунда мне не совсем близка. Его антибуржуазная риторика вкупе с его сохранившимися до конца жизни фашистскими убеждениями претят мне, но одновременно не могу не восхищаться какой-то яростной ненавистью к цивилизации, которая порой сквозит у него. Такая ярость может быть только от очень большой любви!!!

Поэт и фашист Эзра похоронен в Италии, в Венеции, на острове Мертвых. Кладбища- они уравнивают всех. Его моига- рядом с евреем Иосифом Бродским, который им восхищался, русским дирижером Игорем Стравинским, который подписал письмо Эйзенхауэру в защиту Эзры, и гомосексуалистом Дягилевым, который вовремя умер, а то гореть бы ему в печи Аушвица.

Profile

Исключение
remsey
dr. Rem

Latest Month

October 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars